Закон моргана задачи

Содержание
  1. Принципы решения задач на сцепленное наследование – Биофанат
  2.                                                 А в чем проблема то
  3.             Очень важно помнить всего лишь следующее правило Т.Моргана:
  4. Закон моргана задачи
  5. Сцепленное наследование закон моргана задачи изучить особенности наследования
  6. На что обратить внимание при решении задач на сцепленное наследование
  7. Задачи на сцепленное наследование
  8. Генетика
  9. Решение задач по генетике
  10. Сцепленное наследование. закон моргана
  11. Задачи по генетике закон моргана
  12. Задачи на закон де моргана
  13. 2.2 Законы логики
  14. Решение задач на закон Моргана — сцепление групп (9, 10 класс)
  15. Методические разработки по курсу
  16. Законы и соотношения алгебры логики. Формула де Моргана
  17. Закон де моргана
  18. Математический форум Math Help Planet
  19. Тема : Преобразование логических выражений. Формулы де Моргана
  20. Законы логики на уроках информатики и ИКТ

Принципы решения задач на сцепленное наследование – Биофанат

Закон моргана задачи

Задачи на сцепленное наследование неаллельных генов по Т.Моргану, при сдаче ЕГЭ по биологии оказываются сложными еще для бОльшего количества учащихся, чем задания по дигибридному скрещиванию неаллельных генов по Г.Менделю.

Снова подчеркну, что задачи на сцепленное наследование неаллельных генов ни в коем случае нельзя путать с задачами на анализирование закономерностей наследования признака, сцепленного с полом, то есть   признака организма, аллельные гены которого находятся только  в половых хромосомах XХ  или ХY.

Закон  сцепленного  наследования  неаллельных генов   Т.Моргана  применяется  в задачах по генетике для 

генов, находящихся в обычных аутосомных хромосомах, поэтому имеющих одинаковое наследование у мужских и женских особей.

Хорошо бы уяснить и то, в чем  закон  сцепленного наследованияТ.Моргана является  противоположностью третьему закону независимого наследования признаков Г.Менделя:  

а) по третьему закону Менделя во втором поколении от скрещивания дигетерозигот (AaBb x AaBb) образуется каждым из родителей с равной вероятностью (по 25%) по четыре сорта гамет AB, Ab, aB, ab.

б) по закону сцепленного наследования Моргана  от скрещивания дигетерозигот (без кроссинговера) будет образовываться  с равной вероятностью (по 50%) всегопо два сорта гамет. Только AB и ab или Ab и aB (в зависимости от того какие аллели генов с какими являются сцепленными).

Итак,  в задачах на сцепленное наследование надо определить какое   потомство получится, если изучаемые признаки, находятся не в разных (как по Менделю), а в одной и той же паре гомологичных родительских хромосом, то есть относятся к одной группе сцепления.

                                                А в чем проблема то

Поскольку анализируемые признаки в этом типе заданий относятся к одной группе сцепления,  онии должны наследоваться по закону Моргана сцеплено или совместно.

Да, действительно, чаще всего так и происходит, но как вы помните, при образовании половых клеток в профазе I мейоза может происходить кроссинговер (обмен равноценными  участками гомологичных хромосом).

Да, интересен русский язык: пишу “может происходить“, подразумевая, что может и не происходить!

Так вот, с какой вероятностью возможен кроссинговер между  данными  в задаче парами анализируемых признаков, то есть с какой вероятностью  произойдет   нарушение закона ихсцепленного наследования, что приведет к образованию у дигетерозигот не только двух пар основных гамет (как должно быть без кроссинговера), а дополнительно еще двух пар кроссоверных гамет (всего образуется четыре сорта гамет как-будто по Менделю, но не в равном соотношении) – это и предстоит определить.

Для того, чтобы лучше разобраться в теме сцепленного  наследования, разберем подробно решения нескольких  задач.

            Очень важно помнить всего лишь следующее правило Т.Моргана:

вероятность нарушения сцепленного наследования или возникновения кроссинговера  между неаллельными генами одной группы сцепления при мейозе прямо пропорциональна расстояниюмежду ними в хромосоме.

Я бы, как репетитор ЕГЭ по биологии, настоятельно рекомендовал это правило воспринимать вранге закона, так как именно оно настолько универсально, что позволяет устанавливатьгенетические карты организмов и на нем построено решение почти всех задач по сцепленному наследованию. В последних учебниках биологии это правило даже не выделено курсивом?!

Таким образом, что получается? Чем дальше изучаемые гены находятся друг от друга в данной паре гомологичных хромосом, тем с большей вероятностью  при образовании половых клеток они будут наследоваться порознь, не совместно.

И  последнее, самое главное определение. Поскольку о расстоянии между неаллельными генами в хромосоме можно судить по частоте перекреста между ними, была введена единица измерениярасстояния между генами: 1 сантиморган – сМ (более старый термин морганида). 1 сМ равен 1% перекреста.

                               Задача 1. На сцепленное наследование с кроссинговером

У человека гены А и В локализованы в аутосоме и растояние между ними 8 морганид. Какая вероятность рождения ребенка с генотипом и фенотипом матери, если ее генотип  Аb//аВ, а генотип  супруга  аb//аb.

Без кроссинговера генотип матери  способен образовать только такие гаметы как: Аb и аВ.

Поскольку указано расстояние между ними равное 8 морганидам, то это значит, что мы должны решать эту задачу с возможным протеканием кроссинговера. Кроссинговер обеспечит с вероятность 8% появление кроме основных гамет еще и рекомбинантных (кроссоверных) таких какАВ и аb.

Поскольку генотип отца  гомозиготен по обоим признакам, то он образует хоть без кроссинговера, хоть с кроссинговером всего один «сорт» гамет аb.

Таким образом, мы получим потомков:  Аb//аbаВ//аb по 46%, и АВ//аb,  аb//аb по 4%, то есть вероятность рождения ребенка гетерозиготного по обоим признакам как мать АаВb равна 4%.

                                        Задача 2. Про бабочек с кроссинговером

У бабочки-парусника ген, обуславливающий окраску тела, и ген, контролирующий наличие выступа на крыле, являются доминантными и расположены на расстоянии 6 морганид. Какое потомство можно ожидать от скрещивания гетерозиготной по обоим признакам самки и неокрашенного самца без выступа на крыле?

Сказано, что доминантные аллели разных генов  окраски тела самки бабочки (обозначим А) и формы края крыла (обозначим В) находятся в одной хромосоме.

Так как ещё известно, что она гетерозиготна по обоим признакам, значит в другой, гомологичной этой хромосоме, у неё „сидят“ рецессивные аллели этих двух признаков ав.

Про самца сказано, что он был с фенотипически рецессивным по  обоими изучаемым признакам.

Итак, нам известны генотипы самки и самца бабочки парусника: АВ//ав  и ав//ав. Самка без кроссинговера производит такие гаметы: АВ и ав (их будет образовываться при мейозе 94%). Самец — только ав (хоть с кроссинговером, хоть без кроссинговера — он ведь гомозиготный).

Кроссинговер обеспечит образование самкой при мейозе еще 6% вот такихрекомбинантных гамет: Ав и аВ.

Потомство: АВ//ав и ав//ав (47% цветных с выступом на крыле — как исходная самка и 47% неокрашенных без выступа — как исходный самец).

Ав// иаВ//ав (3% цветных без выступа и 3% неокрашенных с выступом на крыле).

                                        Задача 3. Разводим кроликов (с кроссинговером)

У кроликов рецессивный ген белой пятнистости (голландские кролики) сцеплен с рецессивным геном, обуславливающим длинный волосяной покров ангорского типа. Кроссинговер на этом участке составляет 14 %.

Гомозиготного длинношерстного пятнистого кролика скрестили с особью дикого типа.

Какие фенотипы, и в каком соотношении должны иметь место в случае возвратного скрещивания гибридов первого поколения с голландским длинношерстным кроликом?

Обозначим:

А — однотонный  окрас шерсти (дикий тип), В — нормальная (короткая)  длина шерсти (дикий тип);

а — пятнистый окрас (голландский кролик), b — длинная шерсть (ангора).

P: ab//ab    x    AB//AB

G:….ab…………….AB

В этом первом скрещивании мы видим, что возможный кроссинговер  при мейозе (образовании гамет) ни у одной из родительских форм (они обе дигомозиготы) не вызовет образования каких-либо новых рекомбинантных гамет: будут гаметы только ab и AB.

F1: .. AB//ab (все потомки в F1 получились дикого типа с однотонным окрасом и короткой шерстью, но уже дигетерозиготные). 

Возвратное (обратное скрещивание с одним из родителей) скрещивание полученного гибрида с пятнистым длинношерстным даст:

P: AB//ab    x     ab//ab

G: AB, ab………….ab  (такие гаметы  образуются без кроссинговера их 86%)

F2:  AB//ab, ab//ab, соответственно, таких однотонных короткошерстных и пятнистых длинношерстных  потомков будет рождаться по 43%.

В результате кроссинговера первый организм образует еще и такие рекомбинантные гаметы как: Ab и aB, поэтому появятся еще с вероятностью 14 % кролики вот с такими генотипами: Ab//ab и aB//ab, то есть однотонные с длинной шерстью и пятнистые с короткой шерстью по  7%.

Источник: https://www.sites.google.com/site/biofanat/metodiceskaa-kopilka/obsaa-biologia/genetika/principy-resenia-zadac-na-sceplennoe-nasledovanie

Закон моргана задачи

Закон моргана задачи

Во втором поколении наблюдалось расщепление фенотипов по формуле 9:3:3:1, то есть 9/16 были с пурпурными цветами и желтыми горошинами, 3/16 с белыми цветами и желтыми горошинами, 3/16 с пурпурными цветами и зелёными горошинами, 1/16 с белыми цветами и зелёными горошинами.

Закон(гипотеза) чистоты гамет:Явление несмешивания аллелей альтернативных признаков в гаметах гетерозиготного организма (гибрида) Мендель в 1865 году назвал гипотезой «чистоты» гамет. За каждый признак отвечают два аллельных гена (Аа).

При образовании гибридов аллельные гены не смешиваются, а остаются в неизмененном виде. Вероятности:Вероятностный характер генетических закономерностей.Все генетические закономерности носят статический характер.

В только что рассмотренных законах, соотношение особей с доминантными и рецессивными признаками должно быть равно 3:1.

Чем дальше друг от друга расположены локусы в одной хромосоме, тем меньше действуют силы притяжения, тем чаще кроссинговер и обмен гомологичными участками.

И, наоборот, чем ближе расположены гены в хромосомах, тем больше силы сцепления и реже происходит обмен идентичными участками при кроссинговере. 1% перекреста между генами условились принимать за единицу расстояния между ними, которую в честь Т. Моргана назвали морганидой.

Зная процент кроссинговера между генами, мы можем говорить о расстоянии между ними.
Допустим, что гены А и В относятся к одной группе сцепления и кроссинговер между ними 10%, значит, расстояние между ними 10 морганид.

Наоборот, зная расстояние между генами, находящимися в одной группе сцепления, мы можем определить процентное соотношение гамет у конкретного организма.

Сцепленное наследование закон моргана задачи изучить особенности наследования

Ответ А — серое тело, а — черное телоB — нормальные крылья, b — укороченные крылья P ABab x abab нормальныегаметы AB ab ab рекомбинантныегаметы Ab aB F1 ABab abab Abab aBab сероенорм. черное.укороч. сероеукороч. черноенорм.

Небольшое количество особей с серым телом, укороченными крыльями и черным телом, нормальными крыльями объясняется тем, что они возникли из яйцеклеток, в которых произошла рекомбинация из-за кроссинговера.

При скрещивании растений кукурузы с гладкими окрашенными зернами с растением, дающим морщинистые неокрашенные семена, в первом поколении все растения давали гладкие окрашенные зерна.

При анализирующем скрещивании гибридов из F1 в потомстве было четыре фенотипические группы: 1200 гладких окрашенных, 1215 морщинистых неокрашенных, 309 гладких неокрашенных, 315 морщинистых окрашенных. Составьте схему решения задачи.

На что обратить внимание при решении задач на сцепленное наследование

Важно

Законы Менделя». 8 марта 1865 г.

Мендель доложил результаты своих опытов брюннскому Обществу естествоиспытателей, которое в конце следующего года опубликовало конспект его доклада в очередном томе «Трудов Общества…» под названием «Опыты над растительными гибридами».

Этот том попал в 120 библиотек университетов мира. Мендель заказал 40 отдельных оттисков своей работы, почти все из которых разослал крупным исследователям-ботаникам. Но работа не вызвала интереса у современников. В 1868 г.

Мендель был избран настоятелем монастыря и более биологическими исследованиями не занимался. Только в начале XX века, с развитием представлений о генах, была осознана вся важность сделанных им выводов (после того как ряд других учёных независимо друг от друга открыли уже выведенные Менделем законы наследования).

Задачи на сцепленное наследование

Внимание

Какими законами генетики пользовались?.Решение:Дано:А – глюкозо-6-фосфатдегидрогеназа, а – норма;h – гемофилия, H – нормальное свертывание крови;SАВ = 12 м.Ход решения:Расстояние между генами 12 м говорит о том, что задача на неполное сцепление генов, поэтому решением в хромосомном исполнении. Оба гена лежат в неаллельном участке Х-хромосомы.

это некроссоверные особи, их вероятность: = 22%. кроссоверные особи, их вероятность: 12% : 4 = 3%Вероятность рождения детей с обеими аномалиями: 2 • 22% + 3% = 47% ;вероятность здоровых детей в семье: 22%.При решении задачи применяли закон чистоты гамет, хромосомную теорию Моргана, сцепленное с полом наследование.

Взаимодействие генов: полное доминирование, не полное сцепление генов.

Задача 9Женщина, получившая аниридию (отсутствие радужной оболочки)от отца, а темную эмаль зубов от матери, вышла замуж за здорового мужчину.

Генетика

Чем ближе друг к другу расположены гены в хромосоме, тем сильнее между ними сцепление и тем реже происходит их расхождение при кроссинговере, и, наоборот, чем дальше друг от друга отстоят гены, тем слабее сцепление между ними и тем чаще возможно его нарушение.

Количество разных типов гамет будет зависеть от частоты кроссинговера или расстояния между анализируемыми генами. Расстояние между генами исчисляется в морганидах: единице расстояния между генами, находящимися в одной хромосоме, соответствует 1% кроссинговера.

Такая зависимость между расстояниями и частотой кроссинговера прослеживается только до 50 морганид.

Решение задач по генетике

Какова вероятность рождения в этой семье детей с данными аномалиями, если локусы генов, определяющих эти признаки находятся в половых хромосомах на расстоянии 20 морганид.

Решение:Дано:А – ген аниридии;а – ген нормы по радужной оболочке;В – ген темной эмали зубов;в – ген нормы;SАВ = 20 морганид. Это некроссоверные особи, их вероятность: =20%. Это кроссоверные особи, их вероятность: 20% : 4 = 5%.

Вероятность рождения детей: с обеими аномалиями — 5% • 2=10%; норма – 5% • 2=10%; с аниридией – 20% •2= 40%; с темные зубы – 20% •2 = 40%. Задача 10У кареглазых родителей родился голубоглазый сын, который страдал дальтонизмом и гемофилией, а также пятеро детей — дальтоники.

Каковы вероятные генотипы родителей?.Решение:Дано:А – карие глаза;а – голубые глаза;Д – нормальное зрение;д – дальтонизм;H – нормальное свертывание крови;h – гемофилия.

Сцепленное наследование. закон моргана

В потомстве оказалось серых длиннокрылых особей 1394, черных короткокрылых – 1418, черных длиннокрылых – 287, серых короткокрылых – 288. Определите тип наследования признаков и расстояние между генами, определяющими эти признаки.

Решение: по условию задачи самка дигетерозиготна, а самец — рецессивный.
Если мы обозначим ген серой окраски буквой В, а черный – в, длинные крылья – V, короткие – v, то генотип самки будет BbVv, самца – bbvv.

По полученному потомству видно, что самка дает 4 типа гамет (самец – рецессивный и может давать только один тип гамет, а в потомстве – 4 группы особей, отличающихся по фенотипу), и что гены, отвечающие за цвет тела и длину крыльев, находятся в одной группе сцепления, т. к. похожих на родителей особей больше, а непохожих – меньше.

Оформление задачи 1) На моногибридное скрещивание Известно, что у кур простой (листовидный) гребень (a) рецессивен по отношению к розовидному (A ).Кур с листовидным гребнем скрестили с дигетерозиготным петухом, имеющим розовидный гребень. Определите процент кур с листовидным гребнем среди гибридов первого поколения.

  • Условия задачи записывают в виде схемы скрещивания родителей. Для этого надо по описанию составить генотипы родителей: В нашей задаче самка имеет листовидный гребень (aa) и голые ноги (bb), итого у курицы у нас получается ааbb, а петух дигетерозигота, т.е. его надо записать как АаBb
  • Далее записываем скрещивание, используя знаки женской () и мужской () особи. Скрещивание обозначают знаком умножения (х). На первом месте принято ставить женский пол.

Задачи по генетике закон моргана

Явление неполного сцепления генов имеет большое значение при составлении генетических карт, т.е. таких прямых, на которых указан порядок расположения генов в хромосоме и относительное расстояние друг от друга. Генетические карты строятся на основе гибридологического анализа.

Например, гены А, в, С лежат в одной хромосоме. Получено расстояние между ними в результате анализирующего скрещивания: S (Ав) – 10 морганид, S (вС) -14 морганид, S (АС) – 24 морганиды.

Тогда гены в хромосоме располагаются таким образом: А 10 % в 14 % С 24% Задачи для самостоятельного решения:

  1. Какие типы гамет дают дигетерозиготы Cd и тригетерозиготы OpS при отсутствии и наличии кроссинговера? cDoPS
  2. Гены А и В находятся в одной группе сцепления, а ген С – в другой. Расстояние между генами А и В равно 20% кроссинговера.

Источник: http://lcbg.ru/zakon-morgana-zadachi/

Задачи на закон де моргана

Закон моргана задачи

¬A  ¬B  ¬C 2) A  ¬B  ¬C 3) A  B  ¬C 4) A  ¬B  C Решение (вариант 1, использование законов де Моргана): перепишем заданное выражение и ответы в других обозначениях:заданное выражение

ответы: 1)

2)

3)

4)

посмотрев на заданное выражение, видим инверсию (операцию «НЕ») для сложного выражения в скобках, которую раскрываем по формуле де Моргана,

а затем используем закон двойного отрицания по которому

:

таким образом, правильный ответ – 3 .

: серьезные сложности представляет применяемая в заданиях ЕГЭ форма записи логических выражений с «закорючками», поэтому рекомендуется сначала внимательно перевести их в «удобоваримый» вид; при этом сразу становится понятно, что ответы 1 и 2 заведомо неверные при использовании законов де Моргана часто забывают, что нужно заменить «И» на «ИЛИ» и «ИЛИ» на «И» (возможный неверный ответ )

2.2 Законы логики

Пример 6. Преобразовать формулу

так, чтобы в ней не использовались знаки логического умножения. Решение. Используя формулы де Моргана и закон двойного отрицания получим:

Эквиваленция выражается через конъюнкцию и импликацию:                   Из (3) и (1) получаем:     

    

  

 Y

>

Решение задач на закон Моргана — сцепление групп (9, 10 класс)

Так как количество кроссоверных гамет всегда меньше, чем некроссоверных, то по потомству, полученному при анализирующем скрещивании, можно определить тип наследования признака: независимое или сцепленное, а также расстояние между генами, если обнаружено сцепление генов.Пример: у мух дрозофил темная окраска тела рецессивна по отношению к серой, короткие крылья – к длинным.

Если мы обозначим ген серой окраски буквой В, а черный – в, длинные крылья – V, короткие – v, то генотип самки будет BbVv, самца – bbvv.

Методические разработки по курсу

Для этого нужно перечислить описания элементарных исходов, благоприятствующих каждому из этих событий.

Таким образом будем иметь:

Применяя теоретико-множественные операции для множеств

получим ответ задачи.

Ответ: а)

г)

е)

Задача 2.

Законы и соотношения алгебры логики.

Формула де Моргана

В результирующем числе на этом месте тоже присутствует ноль.

Пусть требуется записать единицы в 7 и 6 биты числа. Тогда: Здесь в маску (нижнее число) мы записали единицы в седьмой и шестой биты.

Остальные биты содержат нули, и, следовательно, не могут изменить первоначальное состояние исходного числа, что мы и видим в результирующем числе под чертой. Первое и последнее выражения позволяют использовать логические элементы с большим количеством входов в качестве элементов с меньшим количеством входов.

Закон де моргана

С использованием символики логической (р — некоторое выска­зывание; -> — условная связь, «если, то»; ~ — отрицание, «невер­но, что») 3.

К. представляется формулой: (~р->р)->р, если не-р имплицирует р, то верно р. 3. К. лежит в основе рекомендации, касающейся доказательства: если хочешь доказать А, выводи A из допущения, что верным яв­ляется не-А.

Напр., нужно доказать утверждение «Трапеция имеет четыре стороны».

Отрицание этого утверждения: «Неверно, что трапеция имеет четыре стороны».

Математический форум Math Help Planet

Подставим их в данную формулу вместо пропозициональных переменных [math]X_1,X_2,\ldots,X_n[/math] соответственно.

Получим формулу логики предикатов: [math]F\bigl(P_1(x_1,\ldots,x_{m_1}),\ldots, P_n(z_1,\ldots,z_{m_n})\bigr)[/math].

Если теперь вместо предикатных переменных подставить произвольные конкретные предикаты [math]A_1(x_1, \ldots, x_{m_1}),\ldots, A_n(z_1,\ldots,z_{m_n})[/math], то формула превратится в конкретный предикат [math]F\bigl(A_1(x_1,\ldots,x_{m_1}),\ldots, A_n(z_1, \ldots, z_{m_n})\bigr)[/math].

Этот предикат тождественно истинный, потому что подстановка вместо предметных переменных [math]x_1,\ldots,x_{m_1},\ldots, z_1, \ldots, z_{m_n}[/math] любых конкретных предметов [math]a_1, \ldots, a_{m_1},\ldots,c_1, \ldots, c_{m_n}[/math] из соответствующих множеств превращает данный предикат в высказывание [math]F\bigl(A_1(x_1,\ldots,x_{m_1}),\ldots, A_n(z_1, \ldots, z_{m_n}) \bigr)[/math], которое может быть получено также в результате подстановки в исходную тавтологию [math]F(X_1,X_2,\ldots,X_n)[/math] алгебры высказываний вместо пропозициональных переменных [math]X_1,X_2,\ldots,X_n[/math] конкретных высказываний [math]A_1(a_1, \ldots, a_{m_1}),\ldots, A_n(c_1, \ldots, c_{m_n})[/math] соответственно и потому истинно.

Тема : Преобразование логических выражений.

Формулы де Моргана

исходное выражение

истинно только тогда, когда

и

, то есть только при

.

(в таблице истинности одна единица, остальные – нули) выражение

истинно, если хотя бы одна из переменных равна нулю, то есть, оно будет ложно только при

(в таблице истинности один нуль, остальные – единицы) аналогично выражение

ложно только при

, а в остальных случаях – истинно выражение

истинно только при

>

Законы логики на уроках информатики и ИКТ

Эти законы являются основными потому, что в логике они играют особо важную роль, являются наиболее общими. Они позволяют упрощать логические выражения и строить умозаключения и доказательства.

То есть невозможно что-либо одновременно утверждать и отрицать. Закон исключенного третьего: из двух противоречащих суждений одно истинно, другое ложно, а третьего не дано.

Источник: http://domzalog.ru/zadachi-na-zakon-de-morgana-66644/

Право юриста
Добавить комментарий